Второму сезону сериала «Содержанки» все так же сопутствует стильно-гламурный саундтрек, общее повествование ведется, в целом, о жизни в роскоши, и отсюда такая томная, плавная атмосфера, где герои практически никуда и никогда не торопятся. Что ж, планка взята высоко. Попробуем оценить, насколько ей соответствует проработка и воплощение всего кинопроекта.
В современном кинематографе 99,9% проблем любой картины связаны с качеством сценария. Это справедливо и для голливудского кинематографа и уж, тем более, для кино отечественного. И первое, что всегда бросается в глаза при анализе любой картины, – это стратегическая завязка, то, вокруг чего крутится вся интрига в фильме.
В современных отечественных сериалах основная сюжетная линия бывает, порой, настолько несуразной и оторванной от реальной жизни, что портит даже очень качественную игру актеров и дорогие декорации.
И здесь «Содержанкам» нужно отдать должное – центральная сюжетная линия выглядит крайне убедительно и правдоподобно. Петля обстоятельств, все туже затягивающаяся на шее у Глеба Ольховского, которая планомерно и методично тянет его самого на скамью подсудимых… Это крайне достоверно.
Все движение на экране сразу же делится на фундаментальную сюжетную линию и «повседневную суету». Работа сразу же начинает смотреться качественной, продуманной и проработанной. Но, к сожалению, до поры…Нам представляется интересным оценить, насколько содержательные роли получилось сыграть во всем этом героям и героиням сериала. В конце концов, название обязывает. Зрителям, простым обывателям, всегда любопытно узнать больше об отношениях с материальной поддержкой.
И здесь линии поведения персонажей удивляют нас «контрастами»:
Легче всего изменение поведенческой линии принимается только в исполнении Сергея Бурунова. Он, несомненно, талантливый актер, сыгравший крайне эмоционального и мечущегося между голосом благоразумия и своими страстями Игоря Долгачева. Сначала он нервно пытается найти доказательства связи своей любовницы и содержанки Даши (в которую истерично влюблен) с Ольховским. Однако потом стремится восстановить семью, уговаривая свою жену Людмилу бросить своего любовника «по вызову» Кира Сомова. Сыграно, действительно, очень убедительно. Такой вот неувенный в себе спонсор.
А вот поведение Глеба Ольховского выглядит… на грани безумия.Многие солидные бизнесмены действительно, в некотором роде, «приобретают» себе содержанок, а потом (в случае, если с избранницей образуется «химия») превращают их в жен. Первоночально спонсором покупается корректное поведение и терпение. Хочешь обеспеченной и статусной жизни? Тогда будь терпелива к моим изменам, и сама изволь «гулять» так, чтобы об этом никто не знал (ведь все равно «гулять»-то будешь). Да и поддержкой и опорой ты тоже должна быть, а иначе, зачем вообще нужно такое счастье?
Но Глеб женится не на принимающей правила игры бывшей эскортессе (а именно такие девушки формируют кластер содержанок), а… на Лене – экс-следователе, которые бывшими, как известно, никогда не бывают. И это при том, что у него толком не закрыты отношения ни с Дашей (там вообще, непонятно что), ни с бывшей женой Кариной, да и о погибшей Алисе тоже весьма свежи воспоминания. В общем, нелогично, надуманно, притянуто, недостоверно, а потому «аппетит уходит во время еды».
Среди женских ролей более всего впечатляет роль Ольги Крутовой, которая ведет себя последовательно, сторонится амурных отношений с мужчинами, делая вид, что предпочитает женщин. Такое поведение позволяет ей планомерно наращивать свои гонорары в качестве неформального, но весьма эффективного детектива.
Это правда. В жизни такие персонажи встречаются и выглядят и ведут себя они именно так. В это верится, и здесь твердая «пятерка».
Однако большинство женских ролей сыграны откровенно средне. От некторых диалогов веет фальшью, и это отнюдь не сюжетный обман. Все крайне неубедительно. Но есть ли здесь вина актеров? Никакой – это все исключительно сценарные перипетии, а точнее, белые пятна. Даже не смотря на то, что все эти персонажи были заявлены в первом сезоне сериала, они обязаны проявлять себя, раскрываясь, в каждой серии (иначе, зачем же тогда вплетать их в сюжет?).
Здесь же большинство женских ролей – это «чеховские ружья», которые почему-то не стреляют. Это и Карина, и Людмила Долгачева, и даже погибшая Ульяна. От них в фильме, толком, ничего и не зависит - уберите их из сценария, замените условным именем, и функционально кино не пострадает. Ну, у Кира будет другая покровительница – и что?
Формулировкой «ничего непонятно» можно охарактеризовать и дальнейший потенциал Натальи (в исполнении замечательно сыгравшей ее Любови Аксеновой) и, собственно, главной героини – Елены в исполнении Дарьи Мороз. Причем эта неясность на грани с истеричной непредсказуемостью. (Но, может кому-то это и кажется привлекательным).
Отдельно хочется выразить признательность Константину Лавроненко за отличное исполнение роли Главного кукловода. Верю! Эти люди действительно именно так себя и ведут.
Еще одной особенностью, являющейся отличительной чертой качественного кино, является логичность поведенческих линий отдельных персонажей. Чем большую смысловую нагрузку они несут, чем более последовательными являются, тем интереснее сериал в целом. Итак:
Ее героиня Елена Широкова последовательно идет к тому, чтобы стать женой олигарха. Это новый для нее статус, который потенциально может раскрыть перед ней широкие перспективы. Однако вполне очевидно, что она к этому статусу совершенно не готова: она глубоко и беспардонно копается в делах мужа (сказывается профессиональное прошлое). К тому же, она совершенно не умеет себя ни вести, ни держать в руках, а при малейшем кризисе склонна искать утешение в чужих постелях (достаточно вспомнить, хотя бы, ее связь с бывшим коллегой Максимом Глушковым).
Что ж, в таких случаях говорят: «Можно вывезти девушку из «колхоза», но вот вывести «колхоз» из девушки не получится никогда». Здесь все довольно жизненно, а потому воплощение героини на экране выглядит весьма убедительно. Добьется ли Елена своих целей по жизни – совершенно ясно, что нет, вне зависимости от того, какие они.
Его персонаж – Глеб Ольховский – уже «обжегся» на богеме (женившись на Карине, а потом на Алисе), а потому не хотел бы повторения сюжета и хочет миновать спонсорские отношения. Чем бы ни был мотивирован его выбор в пользу Елены, это всего лишь альтернативная «дорога»: попробовал блистательный гламур – вышло скверно. Теперь попробуем скромную и не искушенную. Логика именно такова. Уже становится очевидно, что и эти отношения тоже обречены. Что ж, тоже вполне реалистично, а потому персонажу откровенно доверяешь.
Казалось бы, роль Людмилы Долгачевой – одна из главных, и воплощается она на экране качественно и убедительно: эмоции, активность, интриги. Здесь воедино собирается все и сразу. Однако именно у Людмилы не хватает главного – целевой функции. К чему она стремится? С одной стороны, именно благодаря браку с ней, у Игоря Долгачева есть его статус и даже, казалось бы, смерть отца не способна «свалить» ее с пьедистала. С такой харизмой и возможностями подобные женщины в жизни являются весьма амбициозными. Однако вокруг чего на экране крутятся устремления Людмилы? Отношения с платным любовником Киром Сомовым? Слабомотивированная месть своему мужу? Нет, в такое верится с трудом, а потому персонажу с колоссальным потенциалом совсем не хочется сопереживать. (И это первая крупная недоработка сценаристов).
Что касается Игоря Долгачева, то эта роль смотрится доминантой во всем сериале, просто благодаря таланту и многогранности актера. Он крайне убедителен в различных амплуа и даже в границах одной сцены. И не смотря на то, что его «целевая функция» (месть Ольховскому) прописана недостаточно четко, в логику его поступков верится сразу. Больше того, верится в его одномоментное «перевоспитание», когда он распознает в событиях знак судьбы и пытается убедить жену изменить свою жизнь.
Из взаимоотношений этого дуэта можно вынести одну главную мораль: брак по расчету никогда не бывает счастливым, потому что он для этого и не предназначен вовсе. Каждый здесь всегда будет играть свою «скрипку», и убедить другого в чем-то практически невозможно.
И именно из этой отчаянной и бесплодной попытки изменить ситуацию мы и понимаем, что содержанка в этом дуэте – именно Игорь.
На первый взгляд, сугубо эпизодический персонаж – Карина (бывшая жена Ольховского) – на самом деле, таковой не является. После развода с Глебом события увели Карину наверх – теперь она стала содержанкой начальника Глеба. При этом, интригу в действие добавляет тот факт, что никто из действующих лиц в сериале об этом и не догадывается. Сама по себе Карина ничего из себя не представляет: она не отличается ни глубоким аналитическим умом (как Ольга Крутова), ни потрясающей сексуальностью (как Даша Смирнова), ни даже эмоциональностью (как Людмила Долгачева). Однако… ей везет – она хватает удачу за хвост и теперь может оказывать влияние на тех людей, которые раньше «крутили» ею самой. Выходит, что это персонаж, с которым нужно считаться, причем, не только действующим лицам на экране, но даже… зрителям (которые будут опасаться ее взбалмошных поступков). Вот только надолго ли и воспользуется ли Карина своим шансом эффективно? Говоря откровенно, – вряд ли.
Все так… должно быть. Но к сожалению, на экране Сабине Ахмедовой уделено слишком мало места (по времени), и практически не предусмотрено никакой активности. В итоге Карина по своему потенциалу оказывается «техническим» персонажем. А жаль!
Что касается Павла Юрьевича (Чистякова), то этот человек – ее текущий покровитель и спонсор – находится с Кариной постольку, поскольку она ему пока что не надоела. Такие люди обычно не ценят других и запросто меняют их, как только они перестают их устраивать. Роль прописана весьма четко, а исполнена вообще идеально!
Вторым большим просчетом сценаристов является образ Ульяны. Получился еще один «технический» персонаж, который даже не развился в течение сезона. Впрочем, есть ли здесь вина актрисы? Определенно нет – в семантической пустоте образа виноваты исключительно сценаристы: именно они заявили персонажа… и не придали ему никакой роли. Это большая потеря для сериала, ведь шарма у Ульяны, хоть отбавляй.
Итак, в отдельности действия некоторых персонажей выглядят, порой, весьма убедительно. Но большинству просто не хватает устремленности (целевой функции). Даже отдельные роли первого плана существуют, что называется, для фона. Бесспорно, в жизни такое бывает и весьма часто, но ведь в данном случае мы говорим о гламурном кинопроекте. И поэтому нельзя не отметить, что сценарию банально не хватает проработки.
Итак, сценарий недостаточно качественный! И это печально, потому что в фильмах про роскошь и красивых женщин не должно быть совершенно нелепых недоработок. Все указывает на желание создателей сериала пустить пыль в глаза, зрителю, но при этом сэкономить. Все спонсоры, за исключением героя Лавроненко, показаны зависимыми от секса или отношений, озобочеными слабаками. Мы с этим не согласны.
Ждем третий сезон сериала Содержанки.